[Главная страница][Оглавление]
ХРИСТОС,
ОБВИНИТЕЛИ
И ГРЕШНИЦА
Книжники, фарисеи и саддукеи не раз пытались найти любой повод, чтобы обвинить Иисуса Христа либо в нарушении закона, либо в неповиновении римским властям: в чем угодно, только чтобы иметь повод предать Его смерти. Один из таких случаев описан в восьмой главе Евангелия от Иоанна.
А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось в нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же услышав то, и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших, до последних: и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя: иди и впредь не греши" (Иоанн.8:2-11).
По мнению книжников и фарисеев Иисус поставлен был в безвыходное положение. Безвыходность положения заключалась в том, что на Его выбор предлагалось две возможности: согласиться с постановлением закона, и тем осудить женщину на смерть, и не согласиться, сделавшись виновным перед законом. И обе возможности делали Иисуса лжецом в глазах народа, который любил и слушал Его. Ведь если бы Иисус осудил женщину на смерть, книжники и фарисеи сказали: вот Тот, Которого вы так слушаете, говорит, что пришел взыскать и спасти погибшее (Мф.18:11), и в то же время это погибшее осуждает на побиение камнями. А если бы Христос помиловал женщину, они сказали бы: Тот, Которого вы слушаете, и за Которым ходите толпой, говорит, что не нарушить пришел закон, но исполнить (Мф.5:17), а Сам не только нарушает закон, но и нас учит тому же.
Иисус Христос находит поразительный выход из положения, и я берусь утверждать, что этот выход не был доступен обыкновенному человеку. Обратите внимание на обвинительные слова фарисеев: "Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями". Прочтите внимательно слова закона, на которые ссылались книжники и фарисеи (Лев. 20:10 и Втор. 22:22) и попробуйте объяснить следующие детали. Во-первых, слова закона повелевали предать обоих смерти: и мужчину, и женщину, почему же фарисеи и книжники привели к Иисусу только женщину? Во-вторых, в законе нет повеления, чтобы побивающие камнями сами были без греха, и чтобы первый бросал камень тот, кто без греха. Но при этом фарисеи и книжники не воспротивились Христу, хотя имели достаточно весомые аргументы: закон строго воспрещал прибавлять или убавлять то, что было заповедано Богом (Втор.4:2, Втор.12:32, Притчи 30:6). Но, несмотря на это, книжники и фарисеи ничего не возразили Христу. И еще одно немаловажное обстоятельство. Незадолго перед этим событием Иисус Христос беседовал с самарянкой и открыл ей то, что было скрыто от всех людей (Иоанн. 4:16-19.). Он сказал ей о том, что у нее было пять мужей, и тот, которого она имела в то время, был фактически не муж ей. После этого самарянка сразу же признала в Иисусе пророка. И не только она, но многие, кто соприкасался в своей жизни с Иисусом, убеждались в том, что Он имеет ведение пророка, не доступное обыкновенному человеку.
А теперь, принимая во внимание эти обстоятельства, вернемся к описываемому Иоанном событию. Слова Христа: "кто из вас без греха, первый брось в нее камень" я понимаю не как дополнение к закону, а как обличительные слова Пророка. Христос знал грехи обвинителей женщины, и поведение этих обвинителей убеждает меня в том, что они также догадывались, что Христос знает об их грехах. И, скорее всего, это были не просто грехи, а грехи тоже достойные по закону того времени смертной казни. Почему я так думаю? Дело в том, что если бы каждый из обвинителей не видел за собой греха достойного смерти, им не было смысла уходить. В этом случае они могли оспорить слова Христа, о том, что первый должен бросить камень тот, кто без греха, а если не так, то каждый мог дождаться, когда побиение начнут другие, а потом тоже принять участие. Да даже, если и не участвовать в побиении камнями, то смысла уходить все равно не было. Однако, то, что они все ушли вполне объяснимо, если предположить, что совесть каждому из них указала на его грех, и каждый из них знал, что Господь в любую минуту может перед всеми открыть этот грех. Христос в Свою очередь ставит обвинителей женщины перед сложнейшим выбором. Каждому из них была предоставлена возможность остаться праведным перед людьми, но виновным перед своей совестью и перед Богом, или раскаяться, осудить свой грех и ожидать вместе с женщиной справедливого возмездия. Иисус, наклонившись низко, дал полную свободу этого выбора, а после ухода последнего обвинителя у женщины также появилась возможность уйти, а следовательно, свобода выбора. Но, если женщина, зная, что она достойна смерти, ожидала исполнения приговора, ее обвинители предпочли трусливое бегство: ни один из них не осудил себя, не остался на суд Христа, предав себя Его справедливости и милосердию. Вот великая разница результата действия совести. В одном случае человек, обличаемый совестью, раскаивается, осуждает себя, и отдает себя на праведный суд Господа, в другом он пытается скрыть свой грех от других. Если бы каждый из обвинителей остался со словами: "Господи, я тоже грешен и заслуживаю смерти. Ты же безгрешен, Ты можешь бросить первый камень, - брось этот камень в меня!" Я думаю, Христос и ему сказал бы простые, но полные великого милосердия слова: "и Я не осуждаю тебя: иди и впредь не греши". Увы, ни один из них не избрал этот путь, путь трудный, но дающий оправдание. А не так же ли и мы с вами относимся к нашим грехам и к грехам окружающих нас людей? Не так ли и мы готовы побить камнями грешников, забывая наш долг перед Отцом нашим Небесным? Не ставит ли и нас Господь перед выбором: оправдать себя перед людьми, заглушив в себе голос совести, или осудить себя и в раскаянии иметь надежду на милость Господа и Его прощение? Какой выбор мы делаем? Пусть пример этой женщины послужит нам хорошим уроком смирения и раскаяния.
Возникает вопрос: а Сам Иисус, ведь Он был безгрешен и должен был по закону предать женщину смерти. Не стал ли Он виновным перед законом, отпустив ее со словами: "и Я не осуждаю тебя: иди и впредь не греши?" Я утверждаю, что нет: Христос не нарушил ни букву, ни дух закона. Чтобы убедиться в этом, опять обратимся к словам Закона, на которые ссылались обвинители женщины. Дух заповеди особенно виден в тексте Втор.22.22. Он заканчивается словами: "... и так истреби зло от Израиля". Смертоносная же буква давала средство: чтобы истребить зло, нужно предать смерти делающего зло, дабы удалить развращенного из среды детей Божиих и дабы страхом смерти удержать других от развращения. Но Христос принес другое средство. Он Сам принял на Себя наказание за грехи всех людей, в том числе грехи этой женщины, а поэтому имел полное право прощать грехи. Хотя фарисеи и законники не признавали за Ним этого права, Иисус доказал, что Сын Человеческий имеет право на земле прощать грехи, причем доказал это на деле (Мф.9:6). Итак, Христос имел полное право отпустить женщину со словами: "иди и впредь не греши". Евангелист не повествует об этом, но я склонен думать, что раскаяние этой женщины было столь глубоким, что она выполнила этот завет Христа. Выполнил ли Христос дух заповеди? Я думаю, выполнил, ибо Он истребил зло, приняв на Себя грех этой женщины и повелев ей впредь не грешить.
Но самое удивительное то, что Христос не нарушил и букву заповеди. И не нарушил Он букву закона потому, что все обвинители разбежались, а по закону ни одного человека нельзя было предавать смерти иначе, чем при двух или трех свидетелях (Числа 35:30, Втор.19:15, Мф.18:16, Кор.13:1, Дан.13:41), и если бы Христос побил женщину камнями, Он был бы не исполнителем, а нарушителем буквы закона. При отсутствии свидетелей даже муж, подозревающий свою жену, не мог осудить ее, не подвергнув испытанию: для этого в законе предусматривалась специальная процедура (Лев.5.11-31).
Стоит удивляться и восхищаться великой премудрости Господней: казалось в безвыходной ситуации Христос исполнил букву и дух закона (милости хочу а не жертвы), в то же время исполнив Свое назначение взыскать и спасти погибшее!
Май 1994 С. Петров г. Тамбов.