[Главная страница][Оглавление]
Тамбовская газета "Город на Цне", 21 июля 1999г.
Владимир ПОПОВ
Дар слова роднит человека с Творцом Вселенной. Бог создал
мир словом. Высшее назначение слова — созидать и спасать. Помнит ли человек о
столь благородной цели словесного общения? Если помнит, то почему искажает
замысел Творца? Почему не во благо, не на пользу и не на добро часто обращает
язык свой? Бесценный дар слова опорочен сквернословием и злословием. Младенец
еще в коляске барахтается, к каждому звуку прислушивается. А что слышит из уст
материнских? Сладкие переливы колыбельных песен? Мягкую задушевную речь?
Отнюдь. Нынешняя мамаша может запросто и отборной руганью разразиться, не
отходя от детской коляски. Историки и лингвисты с ученым видом скажут: "От
монголо-татарских орд пришла к нам эта зараза. У кочевников-завоевателей уж
очень примитивный кругозор был, и запросы, в основном, ограничивались сугубо
природным инстинктом. Поэтому и изобрели, дескать, матерщину". Дело
понятное, грубые исторические корни одним разом не обрубишь. Тем более
наследие это начинало бурно проявлять себя в эпохи так называемой классовой
борьбы. Разговорная лексика тогда обильно уснащалась ругательными словесами. А
уж когда дело касалось расправы над инакомыслящими, то страстное состязание в
злословии поощрялось и направлялось сверху. Кто больше выплеснет черной ругани
и злословия в народную среду, тот патриотом прослывет, защитником земли русской
станет.
Есть и еще один источник злословия. Он устроился там, где
личность человека берет начало. "А исходящее из уст — из сердца исходит;
сие оскверняет человека, — говорит Христос, — ибо из сердца исходят злые
помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства,
хуления".
Яд злословия может отравлять сердце даже религиозного
человека, когда он возомнит себя единственным обладателем Истины.
Безрассудный фанатизм — это вера, лишенная любви. А вера без любви и разума
вряд ли способна к созиданию. Она легко сталкивает человека на путь осуждения
других и оправдания самого себя.
Наша планета заселена людьми с широчайшим разнообразием
мнений. Умеем ли мы общаться с инакомыслящими, не унижая и не оскорбляя их? Научились
ли мы искусству диалога? Или же вместо поиска Истины пытаемся утверждать свое
"я", грубо защищаем интересы своей партии, своей религии? Ведь от
необузданной запальчивости один шаг до злословия. Истина в спорах рождается не
всегда. Споры зажигают желание во что бы то ни стало победить противника,
низложить инакомыслящего. Вместо приближения к Истине, спорщики рискуют
удалиться от нее. Одержать подлинную победу в споре — значит, уклониться от
гордого самомнения, от лишних слов и резких выпадов. Дар слова нуждается в
самодисциплине. "Время говорить и время молчать", — замечает Библия.
Школа молчания тоже шлифует дар речи. Господство над языком, обуздание языка —
признак духовно зрелого человека. Кто злословит других, вредит самому себе.
Он теряет покой и радость. Он становится подозрительным и мелочным. Лучше
страдать от несправедливости, нежели злословить кого-нибудь. Мудрое
благородство в словах и поступках — необходимое условие для нормальной жизни.
"Как лучше управлять страной?" — спросили у древнего мудреца.
"Не гневаясь, говоря мало, но слушая много", — посоветовал он.
Духовно собранный человек знает цену слова. Он следит за
тем, чтобы слова не опережали мысли, не затемняли Истину, не ранили людей.
Сквернословие и злословие, к сожалению, стали уже явлением обыденным. Мало
кого смущает, что упражняются в этом от мала до велика. Человека, привычно
источающего грязные слова направо и налево, кое-кто не прочь назвать
"своим в доску, обаятельным и простым". А "простота" - то
сия не хуже ли воровства?
[Главная страница][Оглавление]
медицинский перевод немецкий